icon-placeholder icon-uncover icon-cross icon-play-button icon-arrow-left icon-mark icon-arrow-right icon-clock icon-download icon-pdf icon-fax-footer icon-mail-footer icon-mail icon-map-badge icon-map icon-phone-footer icon-phone icon-search icon-send-bid
Обычная версия
Размер шрифта: А А А
Цветовая схема: A A A
Изображения: Вкл. Ч.б. Выкл.
Обучение инструкторов по оказанию первой помощи

Суот по охране труда, функции и обеспечение

 

У ВАС ВОЗНИКЛИ СЛОЖНОСТИ?
МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

Аббревиатура СУОТ означает систему управления охраной труда на предприятии. Ее целью является создание безопасных условий для персонала для предотвращения травматизма, профзаболеваний и несчастных случаев в производственном процессе. В нашей статье мы подробно расскажем, с какой целью разрабатывается СУОТ и пошагово распишем процедуру ее внедрения.

 

Кто управляет охраной труда на предприятии?

Обязательство по внедрению и функционированию СУОТ лежит на работодателе. Для этого руководитель организации создает службу охраны труда. Ее деятельность является обязательной для предприятий, где занято 50 и более человек. При меньшей численности персонала, решение о формировании службы ОТ принимается индивидуально с учетом специфики ведения хозяйственной деятельности. Данная служба является отдельным структурным подразделением.

Система должна быть внедрена в любой организации, где трудоустроен хотя бы один человек. Это требование прописано в разделе Х Трудового кодекса.

 

Новые требования к составлению положений СУОТ

Ранее типовое положение было утверждено приказом Минтруда №438 н. Но 1 марта вступил в силу приказ №776 н, который регламентирует новые требования. К действующим ранее правилам СУОТ по охране труда добавились следующие обязательства для руководства:

В настоящее Положение необходимо добавить следующие пункты:

Отсутствие СУОТ на предприятии или пренебрежение ее требованиями наказывается штрафом. Для должностных лиц и ИП сумма составляет 2-5 тыс. руб, юрлиц - 50-80 тыс. руб. При повторном выявлении нарушений, деятельность организации или предпринимателя приостанавливают на 3 месяца.

 

Этапы внедрения и функционирования системы управления охраной труда

Система управления охраной труда

 

Как донести до сотрудников новые Положения и поддерживать их функционирование?

Документ имеет локальный статус, поэтому он должен быть одобрен профсоюзом, руководителями и ответственными лицами по ОТ. Положение действует в отношении всего персонала предприятия с учетом специфики деятельности не только на определенных рабочих местах, но и в структурных подразделениях. Это обвязывает работодателя ознакомить с документами СУОТ всех сотрудников. Работники обязаны поставить подпись в ознакомительном листе приказа, регламентирующего Положение.

Для поддержки работы функциональной системы, нужно знать, что включает в себя СУОТ. Убедитесь в наличии следующих пунктов:

Как внедрить СУОТ на производстве: пошаговая инструкция

Перед внедрением нужно оценить состояние ОТ. Анализом могут заниматься любые специалисты компании (например, руководитель подразделения или главный инженер). Процесс реализации системы основан на базовых принципах:

1 - Распределение обязанностей по ОТ

Для обеспечения функционирования СУОТ необходимо закрепить за должностными лицами конкретные полномочия. Они должны быть прописаны в трудовых соглашениях и локальных нормативных актах (ЛНА). Если пренебречь этим пунктом, вся ответственность будет лежать на специалисте по ОТ. При надлежащем построении системы, он будет только координировать действия и заниматься организационными вопросами.

Распределяйте обязательства по сфере деятельности и издайте приказ на всех уровнях управления. Например:

2 - Формирование политики по ОТ

В ней перечислен список мер по усовершенствованию системы ОТ, необходимых для сохранения жизни персонала и защиты от травматизма. Политика может выступать как ЛНА, так и общим разделом положения о СУОТ. С помощью документа руководство также подтверждает свои гарантии соблюдать правила ОТ.

 

3 - Постановка целей в сфере ОТ

На данном этапе ответственный специалист определяет, что входит в задачи СУОТ. Для этого он встречается с руководством и персоналом. Заявленные цели не должны противоречить политике, быть завышенными и непонятными. Типичными задачами для производственных предприятий являются: минимизация вреда здоровью, сокращение количества профзаболеваний, повышение квалификации для определенного количества работников.

 

4 - Разработка процедур для выполнения задач

Для выполнения поставленных задач необходимо реализовать следующие процессы СУОТ:

Перед работодателем также стоит задача обеспечить персоналу надлежащую профподготовку. Для этого необходимо определить список сотрудников, которые:

После решения этой задачи необходимо составить план и перечень вопросов для инструктажей и программы локального обучения.

 

5 - Разработка плана мероприятий

Все поставленные задачи и порядок их выполнения должны быть утверждены документально. График этих мероприятий расписывайте на 1 год.

 

6 - Мониторинг функционирования СУОТ

Правильная организация СУОТ на предприятии - только половина успеха. В каждой компании нужно наладить контроль над реализацией запланированных мер путем получения мнения персонала. С помощью обратной связи работодатель сможет оценить эффективность выполненных действий, найти и устранить недостатки системы.

Мониторинг проводится в непрерывном режиме. Проверка рабочего места - постоянно, а такие мероприятия, как оценка рисков, выяснение обстоятельств несчастных случаев и другие - периодически.

Контроль должен быть 3-ступенчатым. Ответственным за его выполнение можно назначить специалиста ОТ с представителями профсоюза и уполномоченными лицами. Итоги мониторинга лучше обсудить с персоналом, а результаты анализа - зафиксировать в отчете.

 

7 - Совершенствование СУОТ

Система требует улучшения как минимум ежегодно. Требования к ее эффективности прописываются в ГОСТ 12.0.230.2-2015. Анализ строится на всех сведениях в сфере ОТ, касающихся:

После экспертизы составьте отчет, где будет указан перечень мероприятий по совершенствованию системы.

 

8 - Порядок реагирования на несчастные случаи, аварии и другие внештатные ситуации

Во время расследования важно классифицировать НС - связан он с производственными факторами или нет. Выясняются обстоятельства и причины несчастных случаев.

Расследованием занимается комиссия. В ее состав входит не менее 3-х человек, если один человек получил легкую травму. Если инцидент привел к тяжелым травмам (в т.ч. одного человека) или смерти, в комиссию также входит: инспектор ГИТ, представитель органа самоуправления, работник соцстрахования, представитель территориального профсоюза. Участником комиссии не может быть человек, ответственный за ОТ на заданном участке или руководитель работ.

За организацию расследований ответственным является работодатель. Перечень его задач включает в себя:

9 - Налаживание документооборота

Реализация этого пункта организации СУОТ рабочих мест осуществляется на основании Приказа 77 «Методические рекомендации». В нем вы увидите перечень нормативных актов, регламентирующих перечень документов и порядок их оформления.

Организация СУОТ - кропотливая работа. Но ее применение позволит успешно вести деятельность, сохранить жизнь и здоровье персонала, а также добиться высокого качества продукции.

 

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

 

 

Система управления охраной труда Система управления охраной труда Система управления охраной труда Система управления охраной труда